"Искусство уходит в катакомбы"- Документальный фильм-разговор с заслуженным педагогом рисунка и мастером изобразительного искусства.
"Великое не передается словами, но наше время - это эпоха слова."
Следуя этому мнению, для сохранения баланса необходимо, чтобы искусство оставалось в андеграунде. Что способно уберечь великое от убогости и ничтожности мира, если не диссидентство? Когда искусство андеграунда уходит в катакомбы?
В нашем фильме вы узнаете, как общество самоосознанно отдаляется от высокого искусства. Благодаря чему или кому это искусство воистину задерживается в полёте грешного мира среди хаоса и никчёмных людей.
Мы нашли того, кто поставил свою жизнь на кон сохранения и просвещения великого искусства миру.
Конфуций сказал:
"Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем." Следуя этим словам, обучать - значит вдвойне учиться. Знакомьтесь: герой нашего фильма - гармонист собственной жизни, Саша Окунь. В первый год своего переезда из Ленинграда на Землю Обетованную, он с гармошкой с гастролями театра Хан объездил весь Израиль.
Фото Валерий Овчинников |
Первый взгляд на его картины - это всегда шок, и чтобы разобраться, что художник хочет сказать, нужна некая эмоциональная зрелость.
Каждая картина - это повышенный интерес к этой зрелости, к старению, как человек, будучи зависимым от окружения и событий, впитывает явления окружающей среды вокруг себя. Каждое видоизменение мышцы на теле, движения или морщинки на лице говорит о страхе, отчаянии, напряжении, негодовании, испуге, о неизбежном, о страсти, радости, грусти, счастье, о прикосновении и ощущении любви...
Как сказал Окунь, пусть в метафорической форме, то, что он делает - это ответ на вызов к действительности: старость - она тоже неизбежная, как и проходящая молодость, и она не так страшна, как молодым это преподносит рынок общества и толпы. Как подчеркнул мастер: "Красивых нас всех полюбят, а вот стареньких попробуйте полюбить! Они тоже достойны сострадания и внимания." Молодость необразованна, безрассудна, неопытна, однако дерзка, смела, податлива и потому Сашу интересует почтенность в старении, которая требует умения слышать здесь и сейчас, уважать личные интересы неравнодушных и глубокое признание к передаче знаний другим.
Моё знакомство с его личным творчеством состоялось виртуально год назад, как с одним из представителей израильской группы андеграунда АЛЕФ в 75 г-г.
Фото Валерий Овчинников |
Почему это профессиональное обучение для художников своим существованием передаёт искусству посыл ухода в катакомбы? В чём смысл академического художественного образования без возможности сохранения статуса профессии и обладания приобретенных возможностей при очередном выпуске взрослых ребят в жизнь?
Как говорит Окунь, все дети рисуют, а если не рисуют, их надо вести к врачу. Но умные дети перестают это делать в 11 лет. А если уж не перестают – значит, это судьба."
С годами прихожу к одному уверенному убеждению, что когда мы рисуем даже понарошку, или по необходимости, ибо ничего другого не умеем, или потому, что без творческой деятельности мы не видим себя в другой профессии, общение с искусством делает нас искренними, открытыми к новым познаниям и переменам, смелыми к экспериментам, многогранными, даже добрыми, так как занятие искусством нас делает лучше.
Таки да, художник - звено в цепочке познания психологии мира и природы человека среди неопознанного видимого Я. Следовательно, быть художником для себя самого - это полезно и хорошо каждому, тем более для того, кто постоянно рядом с тобой.
Осмелюсь громко заявить, что человек, занятой познаниями о созидании общества вокруг себя и природы, не домысливается до примитивизма о разрушении или уничтожении чего-то живого, и не беспокоится вызовами или призывами со стороны возможного вооружённого конфликта и большого кровопролития.
Нельзя не отметить, что на фейсбуке в своем посте от 9 октября 2020 Саша Окунь писал о конфликте в Нагорном Карабахе. Он редко пишет подобное, написал потому, что ему стыдно перед людьми, которых он успел полюбить за время своего пребывания дважды в Армении в 75-м году.
По его мнению, немаловажным обстоятельством является факт, что армяне воюют сами, а на противоположной стороне наемники, причем такие, каких мы вполне можем вскоре увидеть у своих границ.
Он убеждён, что война начата сознательно, война в которой нет никакой необходимости, а , стало быть, война преступная, какими бы причинами её не оправдывали.
У созидателя и творческого человека на преступления и наказания совершенно нет времени. И потому всем категорически советую: в любое время берите в руки бумагу и карандаш, кто-то сразу холст и масло, кто-то подшипник или молоток... что-то, что заставит вас творить и строить то или иное "концептуальное искусство", откуда будет исходить юмор, смех и ум: путь к новым безграничным познаниям, а мудрость с чуткостью импатии к нам прибывает, чтобы становиться лучше и добрее. Хорошие дела с горячим сердцем расширяют просторы и горизонты нашей деятельности.
Фото Нарине Меликян |
При появлении съёмочной группы Адженда мастерская художника трагикомедии, обсурда и гротеска была освещена светом, как-бы приглашая нас к новых свершениям, событиям и переменам в жизни. Приготовленный самим Окунем кофе с корицей, необычайный запах которого камера оказалась неспособной передать, говорил о вовлечении нас всех быть искренними в общении.
Жёлтая кофточка на нём и живописные красные брючки с белым орнаментом подчеркивали всеобъемлимость и своеобразное свободомыслие в сверхъестественности мастера к призыву готовности достижения новых высот и познаний... .
Сам мастер как бы вышел из полотна гениального Рембрандта.
О своей неосуществимой мечте, над которой он вдруг задумался не так давно, он заявил нам с улыбкой, с чувством рыцарского достоинства и с юмором, что немаловажно: "хочу, чтобы английская королева возвела меня в звание сэра".
Чему быть тому не миновать.
Смотрите наш фильм-разговор с Сашей Окунем, слушате сами и не судите строго.
Как Окуджава поёт в своём "Историческом романе" :
"Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить."
Перед вами темы которые были затронуты во время разговора:
03:51 об изнанке академического образования
04:47 как рисовать
06: 31 о форме и содержании
07: 46 то как - ЭТО и есть ЧТО, а ЧТО - это КАК
10:50 О перспективе
15:47 художник не профессия
17:24 художник и общество
20:30 о рынке искусства
24:48 главное действующее лицо в искусстве: художник или куратор?
28:16 чем наша эпоха отличается от всех остальных?
33:44 искусство уходит в катакомбы
39:07 о студентах и преподавании
44:42 стихи и живопись
47:30 вдохновение художника
54:04 о книгах, которых написал
01:00:01 хороший или плохой художник, но преподаватель я хороший
01:04:10 я занимаюсь вещами, которые не являются нормой общества
01:06:45 художник это звено в цепочке
Нарине Меликян
журналист - интервьюер
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.